Интервью с руководителем балетной школы

«ВДНХ как нельзя лучше отражает мои представления о том, где нужно заниматься таким прекрасным видом искусства, как балет»

Павильон №62 на Липовой аллее — здание 1950-х годов с элементами античной архитектуры и центральным кубом из закаленного стекла. Как и многие строения на ВДНХ, он несколько раз менял название и назначение, а в середине прошлого века здесь даже показывали ядерный реактор (павильон назывался «Атомная энергия в мирных целях»). В июне 2017 года в здании открылся Международный Центр Балета. Мы встретились с его основателем и директором Еленой Кабурнеевой и узнали, в каком возрасте лучше начинать занятия хореографией, чем могут навредить пуанты и как связаны балет и ВДНХ.

Как у вас появилась идея открыть собственную балетную школу?

Это моя мечта примерно с 11 лет, со времен моего ученичества в стенах Московской государственной академии хореографии. Нужно понимать, что в профессиональном балетном мире все довольно жестко, идет постоянный отсев, каждый день нужно упорно трудиться. В первую очередь это касается не физических, а моральных нагрузок. Тогда в мою детскую голову пришла мысль, что когда я вырасту, то постараюсь открыть альтернативную балетную школу, в которой абсолютно любой сможет получить удовольствие от танца и раскрыть свой творческий потенциал. В нашем центре работают педагоги балетных училищ и лучших театров, но мы не выпускаем артистов балета для профессиональной сцены. Наша цель — чтобы балет был сказкой и для детей, и для взрослых.

В каком возрасте лучше всего начинать занятия?

Раньше считалось, что лучший возраст для начала занятий — 4 года, когда ребенок уже в состоянии концентрироваться на педагоге и сохранять внимание. Сейчас дети разные: кто-то и в 2,5 года прекрасно ведет себя на занятиях, слушает педагога и чувствует себя спокойно вне домашней обстановки, а кому-то надо еще подрасти. Поэтому мы всегда проводим пробные занятия и затем серьезно разговариваем с родителями по поводу готовности их ребенка к работе в группе. Но возрастная граница все-таки сместилась: сегодня идеальный возраст, когда стоит отдавать ребенка на балет, — 3 года. У самых маленьких занятие длится 40 минут, у детей 5–7 лет — 60 минут, а с 8 лет — уже полтора часа.

Кто у вас преподает?

Со мной работают только те педагоги, которые сами получили профессиональное балетное образование, работали или совмещают преподавание в МЦБ с основной работой в академических театрах. Помимо профессиональной квалификации для меня также важны человеческие качества — ответственность, заинтересованность, умение вдохновлять и мотивировать собственным примером учеников. Иногда нужно лишний раз остаться после занятий, поговорить с родителями, обратить внимание на нюансы — все это может сыграть важную роль в жизни юного дарования.

А как вы отбираете учеников?

Мы берем всех, кто мечтает приблизиться к балетному искусству. Мы принимаем с 2,5 лет, в то время как в профессиональных заведениях набор в первый класс идет с 10 лет. То есть в МЦБ идет и подготовка к профессиональному уровню, у нас есть специальные классы для ребят с балетными данными: ребенок начинает заниматься ритмикой, гимнастикой, хореографией, учится слышать музыку и держать себя на сцене. Для детей этого возраста мы становимся хорошей базой для дальнейшего творческого пути. Есть классы для детей и взрослых, которые не выбирают балет своей профессией, но хотят танцевать, стать более гибкими, обладать хорошей осанкой и, конечно, выложить красивые фотографии в пачке и на шпагате в Instagram (смеется. — Прим. ред.). Тем более залы, в которых проходят занятия, действительно вдохновляют. Всегда заметно, занимался человек хореографией или нет.

Допустим, родители решили отдать ребенка к вам в школу. Что нужно взять на первое занятие?

Для первого, пробного урока главное, чтобы на ногах были балетки, потому что во всех залах у нас профессиональное балетное покрытие. Балетное покрытие — это не ламинат на бетоне, под вами 10-сантиметровое пространство, а верхние слои после прыжка амортизируют, смягчая приземление. У нас все сделано, как в академических театрах, — дети сразу привыкают к хорошему, но заниматься в носках или чешках на таком полу травмоопасно. Одежда может быть любой, главное, чтобы она была удобной и тянулась: так педагог сможет оценить природные физические данные ребенка, его физиологию костей и мышц. Если после пробного занятия вы решите продолжать, тогда уже придется купить купальник, юбочку и трико. Прическа — балетный пучок. Важно, чтобы во время занятия волосы не мешали и не отвлекали. Они должны быть заколоты или убраны. Ободки, цепочки, очки запрещаются в балетном зале — это может травмировать. Подробно о том, как подготовить ребенка к занятиям, можно всегда прочитать на официальном сайте МЦБ (http://balletcenter.ru) и на наших страничках в соцсетях.

Балетки, чешки… А как же пуанты?

Пуанты — вопрос очень ответственный. Самое главное наше правило — не навредить! Я против того, чтобы малышей ставили на пуанты: формируются косточки, человек растет. Это крайне непрофессионально. В Центре балета мы начинаем знакомиться с пуантами только с 8 лет, сначала буквально по 5–10 минут от урока, держась двумя руками за станок. Нельзя полноценно заниматься в пуантах раньше 10 лет, и не нужно стремиться как можно быстрее встать на них. Конечно, ваши дети встанут на пуанты, потому что вес маленький — но как встанут? Вкривь и вкось! И потом это все запомнится, ведь есть мышечная память. Легче научить, чем переучить, поэтому спешить не нужно. Лучше красиво и правильно танцевать в балетках, четко понимая, где у тебя пятки, как ты встаешь на ножку, как переносится центр тяжести корпуса и так далее, чем неправильно скакать на «пальцах». Все успеется, для этого и существует система хореографического образования, выработанная веками. Порядок упражнений в экзерсисе закономерен и последователен.

Мы все время говорим о девочках — юбочка, пуанты. А приводят ли к вам на занятия мальчиков?

Да, хотя их гораздо меньше. Мы стараемся наших принцев, щелкунчиков холить и лелеять. Сначала и девочки, и мальчики занимаются вместе, но потом классы делятся.

А инклюзивные программы у вас есть?

Мы крайне заинтересованы в разработке специальных программ в МЦБ, участии в научно-практичных конференциях, круглых столах и общении со специалистами по этому вопросу. На открытии МЦБ мы посвятили теме инклюзивного образования открытую лекцию и последующую беседу с родителями будущих воспитанников центра. Сегодня особенные дети участвуют наравне с другими постоянными учениками в ежегодных спектаклях, активно посещают мастер-классы. Естественно, подобные проекты являются результатом слаженного взаимодействия квалифицированных врачей и наших педагогов. Цели могут быть разные — это или просто адаптация и преодоление страха окружающего мира, или работа через танец, хореографию, музыку над конкретными особенностями (физическими или психологическими), но совершенно очевидно, что танцевальное воспитание благоприятно воздействует на таких детей.

Взрослые у вас занимаются?

Безусловно. Классы для взрослых — отдельное направление. Сформированы группы различного уровня подготовки. К нам приходят и начинающие звезды центра, которые хотят исполнить свою детскую мечту стать балериной и танцевать на сцене, и профессиональные танцоры, которые по разным причинам прекратили танцевальную карьеру и теперь хотят возобновить занятия для поддержки или приобретения формы. Таких большинство. Многим просто нравится балет в качестве альтернативы скучного фитнеса. В балетном классе можно с хорошим настроением, под музыку улучшить растяжку, сделать «балетную спину», похудеть, поработать над гибкостью, пластикой. Прорабатываются все группы мышц: ноги, руки, спина. Нашей самой опытной ученице 63 года, и выглядит она прекрасно. Еще одно доказательство, что занятие у станка — это заряд красоты, долголетия и хорошего самочувствия. Не зря наши великие балерины, та же Майя Михайловна Плисецкая, и в 80 лет не прекращали занятия.

Почему вы открыли школу именно на ВДНХ?

ВДНХ — это же крупнейшая выставка достижений страны. А балет — это гордость России, наша визитная карточка, национальное культурное достояние. Мне посчастливилось открыть центр именно здесь, в уникальном здании, памятнике архитектуры, который полностью занимает МЦБ. Павильон №62, когда я впервые здесь оказалась, напомнил мне об эпохе императорской России, Институте благородных девиц, о времени, когда балетным искусством занимались в залах с шестиметровыми потолками, панорамными окнами, выходящими в сад, роскошными люстрами. В стенах павильона сразу же понимаешь, каким видом искусства ты пришел заниматься. Сразу хочется, без подсказки педагога, держать спину ровно и вести себя по-другому, не как в коридорах обычной школы. ВДНХ замечательно соответствует моим представлениям о том, что такое балет и где им нужно заниматься.

А с чем у вас лично ассоциируется ВДНХ?

Моя ассоциация с ВДНХ — огромный парк, красивейшие фонтаны, что-то близкое к Петергофу. Я очень рада, что наша балетная школа находится в парковой зоне. В любое время года, особенно весной, здесь просто чудесно.

Сложно было приспособить бывший павильон «Охрана природы» под занятия балетом?

Знаете, когда я попала сюда первый раз, все было в довольно плачевном состоянии.

Это длинный отдельный рассказ о скрупулезной реставрации, приспособлении и открытии балетной школы. Я очень благодарна людям, которые поверили в мою идею открыть здесь балетный центр и помогли мне ее осуществить. Это и руководство ВДНХ, и реставраторы, и строители, и архитекторы. В 2017 году в рамках работы Международного культурного форума в Санкт-Петербурге состоялось торжественное вручение почетной премии «Феникс» за достижения в сфере сохранения культурного наследия России. Наш Международный Центр Балета стал победителем в номинации «За лучший осуществленный проект сохранения и приспособления объектов культурного наследия». Также на конкурсе «Московская реставрация» наши усилия были отмечены Департаментом культурного наследия города Москвы благодарностью за инвестиции в реставрационные работы на объекте культурного наследия федерального значения.

Источник: http://vdnh.ru/news/vdnkh-kak-nelzya-luchshe-otrazhaet-moi-predstavleniya-o-tom-gde-nuzhno-zanimatsya-takim-prekrasnym-v/ 

2955